Сенсорная интеграция — это комплекс терапевтических мероприятий, направленных на развитие всех органов чувств ребенка. При занятиях с детьми, специалист использует широкий набор методов суть которых заключается в том, чтобы помочь детям восполнить дефицит сенсорного опыта. Опыта, который не дает им среда современного социума, в результате чего, дети неверно интерпретируют тактильную, зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и двигательную информацию, это приводит к проблемам в поведении, обучении, развитии речи, общении, мышечном тонусе и координации
Информация о сенсорной интеграции
Признаки нарушения СИ
У детей с аутизмом или синдромом задержки психомоторного развития в той или иной степени наблюдаются явления сенсорной дезинтеграции. Это может проявляться следующим образом:
- недостаточная или чрезмерной чувствительность к слуховым, зрительным, тактильным стимулам;
- слишком низкий или высокий уровень двигательной активности, нарушение мышечного тонуса;
- ребенок путает лево, право, испытывает трудности в обучении чтению и письму;
- слабая двигательная координация, неуклюжесть, расторможенность;
- чрезмерная импульсивность, трудности в концентрации внимания, быстрая утомляемость;
- отказ от соц. контактов, задержка речи;
- проблемы с использованием столовых приборов, ножниц, неправильный захват карандаша и т.д.
Пример признаков нарушения зрительной сенсорной системы
Ребенок не любит ходить по ступенькам, перешагивать препятствия, смотреть в глаза, предпочитает полумрак или темноту, капризничает при ярком свете, напрягается, рассматривая окружающих и предметы.
Как происходит первый приём
Специалист центра LogoDom проводит беседу с как родителями, так же проводит работу с ребенком для первичного анализа. В процессе приёма специалист определяет характер трудностей и определяет стратегию терапевтического воздействия. В зависимости от тяжести расстройства программа может быть краткосрочной или долгосрочной.
Что дают занятия по СИ
Регулярные занятия по сенсорной интеграции для детей проводятся в форме комплексов упражнений, направленных на преодоление расстройств чувствительного восприятия. На основе сенсорной диагностики специалист разрабатывает упражнения для каждого пациента индивидуально. В конечном итоге разработанный комплекс должны включать упражнения на все основные виды восприятия:
- зрительного — стимуляция зрения при помощи ярких предметов, упражнения в «тёмной» комнате;
- обонятельного — стимуляция резкими и слабыми запахами;
- вкусового — воздействие на вкусовые рецепторы;
- вестибулярного — повороты, кувырки, прыжки на мягкой поверхности;
- слухового — использование звуков различной интенсивности, музыки, природных шумов;
- тактильного — стимуляция пальцев, кистей, лица, поверхности тела;
- проприочувствительность — определение положения тела в пространстве, стимуляция глубокого мышечного чувства.
Правильно подобранные упражнения по сенсорной интеграции, помогут ребенку улучшить:
- зрительные и слуховые способности;
- крупную и мелкую моторику;
- внимание и концентрацию;
- самооценку и самосознание.
Отметим, что область сенсорной интеграции для детей является, в первую очередь, терапевтическим методом. Поэтому использование этой методики родителями возможно только после прохождение курса обучения и под непосредственным контролем специалистов по сенсорной интеграции.