Дизартрия

Дизартрия у детей

Дизартрия – это нарушение речевых навыков вследствие поражения речедвигательного аппарата. Локализация патологического процесса, приводящая к проблеме, может развиваться на разных уровнях нервной системы, ответственных за формирование звуков, логическую стройность рассказа:

  • ядра черепных нервов, отвечающих за нервный контроль языка, губ, мягкого неба и т.д.;
  • проводящие пути между корой и церебральными ядрами;
  • подкорковые центры;
  • мозжечок и пути, проводниковые пути от него и к нему;
  • церебральная кора.

Причины

Среди причин дизартрий, как правило, выделяют следующие:

  • токсикозы;
  • антенатальная гипоксия;
  • иммунный конфликт по системе АВО и резус-фактора;
  • хронические патологии у матери, вынашивающей ребенка;
  • осложненное течение родов;
  • родовые травмы;
  • роды раньше 37 недель;
  • асфиксия.


Все эти факторы способны привести к органическому поражению головного мозга, в т.ч. центров, отвечающих за развитие речи. Одновременно с этим нередко формируется детский церебральный паралич, причем его тяжесть коррелирует с тяжестью речевых нарушений.

Помимо этого дизартрия может развиться в раннем детстве у изначального здорового ребенка. В этом случае причины кроются в тяжелых нейроинфекциях и интоксикациях, например, угарным газом, отравлением алкоголем и т.д., а также опухолях и травмах головного мозга.

Диагностика

Ребенка с нарушением речи обследуют одновременно невролог и логопед.

Невролог проводит объективный осмотр, оценивает выраженность рефлексов и назначает дополнительные методы диагностики. Как правило, нейросонография – ультразвуковое обследование головного мозга, позволяющее выявлять очаговые поражения. Также может проводиться реоэнцефалография и энцефалография.

Логопедическое тестирование направлено на оценку речевых и неречевых нарушений. Неречевые параметры:

  • развитие мимической и речевой мускулатуры;
  • объем движений в височно-нижнечелюстном суставе;
  • характер дыхания и др.

Речевые параметры оценки:

  • произносительная речь;
  • синхронность работы органов, участвующих в формировании речи;
  • правильность произношения звуков, построения предложений и т.д.

На основании комплексного обследования определяется выраженность дизартрии. Различают 4 степени нарушений речи:

  • Первая степень (стертая форма) – речевые расстройства незаметны окружающим, выявляется только при логопедическом обследовании.
  • Вторая степень – речь понятная, но дефекты в произношении звуков присутствуют.
  • Третья степень – речь становится невнятной, понимают ее только люди из близкого окружения.
  • Четвертая степень (анартрия) – речь полностью невнятная, ее не понимают даже люди, постоянно находящиеся с ребенком.

Коррекция

Традиционно для коррекции дислексии принято применять логопедические программы. Они рассчитаны на исправление всего комплекса патологий речи и неречевых процессов. Конкретный же метод зависит от того, с каким видом отклонения специалисту приходится иметь дело:

  • При мнестической дислексии корректируется слухоречевая и речезрительная память
  • При аграмматической дислексии проводятся работы по формированию грамматических схем
  • При семантической дислексии развивается слоговый синтез и словарь, проводится работа над усвоением грамматических норм
  • При тактильной дислексии корректируется разбор и понимание схем, а также развитие пространственного представления
  • При оптической дислексии корректируется зрительно-пространственное представление, зрительный синтез и анализ
  • При фонематической дислексии корректируется звукопроизношение, формируется представление о звукобуквенном составе слов
[mistape]
Поделиться записью

Записаться на приём

Если Вы хотите получить больше информации или записаться на приём, заполните эту форму. Мы свяжемся с вами как можно скорее.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта. Благодаря им мы улучшаем сайт и обслуживание.

Записаться на приём