Дизартрия – это нарушение речевых навыков вследствие поражения речедвигательного аппарата. Локализация патологического процесса, приводящая к проблеме, может развиваться на разных уровнях нервной системы, ответственных за формирование звуков, логическую стройность рассказа:
- ядра черепных нервов, отвечающих за нервный контроль языка, губ, мягкого неба и т.д.;
- проводящие пути между корой и церебральными ядрами;
- подкорковые центры;
- мозжечок и пути, проводниковые пути от него и к нему;
- церебральная кора.
Причины
Среди причин дизартрий, как правило, выделяют следующие:
- токсикозы;
- антенатальная гипоксия;
- иммунный конфликт по системе АВО и резус-фактора;
- хронические патологии у матери, вынашивающей ребенка;
- осложненное течение родов;
- родовые травмы;
- роды раньше 37 недель;
- асфиксия.
Все эти факторы способны привести к органическому поражению головного мозга, в т.ч. центров, отвечающих за развитие речи. Одновременно с этим нередко формируется детский церебральный паралич, причем его тяжесть коррелирует с тяжестью речевых нарушений.
Помимо этого дизартрия может развиться в раннем детстве у изначального здорового ребенка. В этом случае причины кроются в тяжелых нейроинфекциях и интоксикациях, например, угарным газом, отравлением алкоголем и т.д., а также опухолях и травмах головного мозга.
Диагностика
Ребенка с нарушением речи обследуют одновременно невролог и логопед.
Невролог проводит объективный осмотр, оценивает выраженность рефлексов и назначает дополнительные методы диагностики. Как правило, нейросонография – ультразвуковое обследование головного мозга, позволяющее выявлять очаговые поражения. Также может проводиться реоэнцефалография и энцефалография.
Логопедическое тестирование направлено на оценку речевых и неречевых нарушений. Неречевые параметры:
- развитие мимической и речевой мускулатуры;
- объем движений в височно-нижнечелюстном суставе;
- характер дыхания и др.
Речевые параметры оценки:
- произносительная речь;
- синхронность работы органов, участвующих в формировании речи;
- правильность произношения звуков, построения предложений и т.д.
На основании комплексного обследования определяется выраженность дизартрии. Различают 4 степени нарушений речи:
- Первая степень (стертая форма) – речевые расстройства незаметны окружающим, выявляется только при логопедическом обследовании.
- Вторая степень – речь понятная, но дефекты в произношении звуков присутствуют.
- Третья степень – речь становится невнятной, понимают ее только люди из близкого окружения.
- Четвертая степень (анартрия) – речь полностью невнятная, ее не понимают даже люди, постоянно находящиеся с ребенком.
Коррекция
Традиционно для коррекции дислексии принято применять логопедические программы. Они рассчитаны на исправление всего комплекса патологий речи и неречевых процессов. Конкретный же метод зависит от того, с каким видом отклонения специалисту приходится иметь дело:
- При мнестической дислексии корректируется слухоречевая и речезрительная память
- При аграмматической дислексии проводятся работы по формированию грамматических схем
- При семантической дислексии развивается слоговый синтез и словарь, проводится работа над усвоением грамматических норм
- При тактильной дислексии корректируется разбор и понимание схем, а также развитие пространственного представления
- При оптической дислексии корректируется зрительно-пространственное представление, зрительный синтез и анализ
- При фонематической дислексии корректируется звукопроизношение, формируется представление о звукобуквенном составе слов