Дислалия — нарушение звукопроизношения у детей с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. При дислалии может наблюдаться нарушение или затруднение в произношении любых фонем родного для ребенка языка.
Для дислалии характерна замена, смешение, искажение или отсутствие звуков в устной речи ребенка. Диагностика дислалии предполагает логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, а также диагностику состояния текущего звукопроизношения и фонематического слуха. В некоторых случаях необходима консультация узкопрофильных специалистов (стоматолога, невролога, отоларинголога).
Причины
Причинами данного речевого нарушения могут являться:
- укороченная уздечка языка (подъязычная связка);
- дефекты строения челюстей;
- неправильное строение нёба;
- толстые губы;
- неправильное воспитание речи ребенка в семье;
- подражание;
- двуязычие в семье;
- педагогическая запущенность;
Диагностика
Правильно диагностировать форму дислалии может только опытный специалист-логопед. После сбора необходимых данных, врач ставит диагноз, исходя из которого назначается дальнейший курс коррекции. При необходимости маленький пациент направляется к стоматологу или неврологу, а также другим смежным специалистам. Для формирования правильной речи ребенка необходимо его регулярно показывать специалисту еще до достижения им 4-5-летнего возраста. Тяжелая степень дислалии встречается гораздо чаще у детей школьного возраста, чем дошкольников, т. к., ранняя диагностика и коррекция позволяют быстрее и эффективнее решить проблему. Главная позиция, которой должны руководствоваться родители: небезразличие и внимание к развитию ребенка, которое поможет избежать множества осложнений в будущем.
Коррекция
Постановкой звуков у детей с дислалией занимается логопед. Эффективность процесса обучения во многом зависит от родителей, а именно от правильности и регулярности выполнения домашних заданий. Это обусловлено тем, что после обретения ребенком возможности правильного произношения того или иного звука, необходима дальнейшая автоматизация произношения этого звука в повседневной жизни. На автоматизацию звука у ребенка уходит не менне 21 дня.
При механической дислалии иногда необходима консультация стоматолога или челюстно-лицевого хирурга.
В случае наличия у ребенка сложностей формирования внимания, памяти и праксиса (функций, незрелость которых может замедлять процесс обучения), к работе подключается нейропсихолог.