Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
ЗПР как психолого-педагогическая категория используется только в дошкольном и младшем школьном возрасте; если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то говорят уже о конституциональном инфантилизме или используют иные адекватные ситуации термины.
Причины
Причинами задержек психического развития могут быть:
- Биологические:
- патология беременности (тяжелые токсикозы, внутриутробные инфекции, интоксикации, травмы, конфликты в системе крови), внутриутробная гипоксия плода;
- недоношенность;
- асфиксия и травмы при родах;
- инфекционные, токсические, травматические, тяжелые хронические соматические заболевания на ранних этапах развития ребёнка; сенсорная депривация в связи с дефектами зрения и слуха;
- генетическая обусловленность (наследственные болезни обмена, наследственные формы инфантилизма и олигофрении, генные мутации и т. д.).
- Социальные:
- длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка;
- неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка;
- педагогическая запущенность.
Диагностика
Как правило, ЗПР диагностируется детским неврологом или психиатром после всестороннего обследования с использованием аппаратных методов обследования (ЭЭГ, УЗДГ), сбора анамнеза и исключения других вариантов патологического развития ребенка (умственная отсталость, психические заболевания). Часто ЗПР является диагнозом, сопутствующим какому-либо неврологическому нарушению или особой жизненной ситуации ребенка.
После постановки врачом диагноза ЗПР, ребенок попадает на обследование к логопеду и нейропсихологу для уточнения качества и механизма задержек, выявления наиболее дефицитарных функций и постановки более точного нейропсихологического и логопедического статуса (например, несформированность сферы программирования и контроля, повышенная утомляемость, несформированность в сфере праксиса (диспраксия) или гнозиса, особенности мышления или эмоционально-волевой сферы, снижение объема слухо-речевого восприятия, алалия, и т.д.).
Коррекция
Для преодоления задержки психического развития в большинстве случаев необходим комплексный мультидисциплинарный подход, когда врач-невролог назначает медикаментозное лечение для устранения неврологических причин задержки, но также в терапии участвуют специалисты лечебно-педагогического профиля.
Нейропсихолог занимается формированием и развитием отстающих психических функций. Логопед работает над развитием речи, формированием активного и пассивного словаря, ведет работу над развитием письма и чтения для предотвращения развития в будущем дислексии и дисграфии. В ряде случаев необходим курс массажа, мануальной терапии, остеопатического лечения.